Решил я как-то попробовать поснимать на средний формат. Покупать дорогую камеру я не решился, т. к. цены на камеры Pentax и Mamiya, которые я изучал,
оказались высоковаты для экспериментов. Но поснимать на Medium Format всё-же хотелось. Я знал, что существуют отечественные фотоаппараты, такие
как двухобъективный Любитель 166 или складная дальномерка Искра. Оба эти фотоаппараты выпускались ещё в СССР. Но тут мне случайно попалась складная шкальная немецкая камера BALDA X довоенного выпуска. Шкальная потому, что расстояние до объекта съемки устанавливается по шкале. Фирма BALDA AG выпускала фотоаппараты (не только среднего формата) с 1908 года — года основания. В 80-х годах ХХ века компания была реорганизована. Направление по производству фототехники в 1985 году было продано и перемещено в Китай.
Вообще названий у Балды (ударение делается на 1-й слог, извините за игру слов в названии статьи 🙂 ) было много и названия сильно зависели от формата и размера кадра. Существовали как среднеформатные камеры с размером кадра 4,5×6, 6×6, 6×9,
так узкопленочные 35 мм варианты — Jubilette, Baldina, Super Baldina. Последняя камера (Super Baldina) выпускалась в Дрездене до 1951 г.
Моя первая BaldaX (так было написано на камере) была примерно 1938-1940 года выпуска. Как я уже написал, купил я её по случаю. Это уже старый фотоаппарат, которому более 70 лет! Камера мне сразу понравилась. Несмотря на то, что камере было очень много лет, она выглядит удовлетворительно, а главное то, что она фотографирует! BaldaX принадлежит к классу складных(Folder Camera)шкальных фотокамер. В сложенном виде она может поместиться в кармане, не маленьком, конечно. Формат кадра у этой модели Balda — 6X6 см.
В отличие от современных камер, где всё или почти всё делается автоматически, в Балде все устанавливается вручную. Ролики с 120 мм пленкой заправляются также вручную и достаточно экзотически. Среднеформатная пленка формата тип 120 имеет длинный ракорд и черную подложку под светочувствительным слоем, которая предохраняет пленку от засветки, катушки не имеют корпусов, в которые, например, у 35 мм кассет. Катушка вставляется в фотоаппарат и длинный ракорд вставляется и наматывается на приемную катушку. По окончании съемки пленка остается на приемной катушке, а освободившаяся катушка переставляется и становится приемной уже для следующей пленки. Сверху на корпусе есть ручка перемотки пленки на следующий кадр. Механизм перевода кадров работает не очень четко, поэтому приходится уточнять положение пленки,
контролируя процесс её перевода в специальном окошке на задней крышке, закрытом красным светофильтром. Также сверху установлен видоискатель и расположена кнопка спуска затвора. На нижней стенке расположены штативное гнездо и кнопка для открывания камеры и приведения её в рабочее состояние.
Фотографии внешнего вида фотоаппарата BaldaX с разных сторон.
В рабочем состоянии объектив выдвинут и хорошо зафиксирован на стойках, его металлический корпус с камерой соединяет черный бумажный гофрированный мех.
Всё управление сосредоточено на самом корпусе объектива.
В среднеформатной камере BaldaX установлен затвор COMPUR, выдержки которого срабатывают в интервале от 1/250 до 1 сек, ещё имеются ручные выдержки «В» и «Т». Их отличия в том, что первой надо удерживать затвор, чтобы он был открыт, а второй открывают затвор первым нажатием и закрывают вторым.
Объектив этой шкальной камеры марки Meyer Gorlitz Trioplan с фокусным расстоянием 7,5 см (в мм раньше расстояние не указывали)
и максимальным относительным отверстием 2,9 и минимальным 22. Здесь же есть шкала расстояний и рычажок взвода затвора. Для удобства на верхней площадке камеры справа от видоискателя расположена кнопка спуска затвора. Для удобства съемки, особенно на длинных выдержках, предусмотрено место для ввинчивания спускового тросика. С ним камера принимает уж совсем старинный вид.
Камера BaldaX с объективом в рабочем положении.
ОБъектив и органы управления камеры BaldaX.
Экспонометра в камере нет. Надо использовать внешний или устанавливать выдержку и диафрагму на глаз. И установка расстояний также производится вручную.
В среднем формате промахнуться проще, чем в другом, но так как я снимаю этой камерой пейзажи, проблема установки расстояний часто решается закрыванием диафрагмы до минимальных значений.
Если отсканировать удачные кадры на хорошем сканере, то можно получить цифровой эквивалент кадра с разрешением 5400×5400 пикселей.
Причем качество и детализация в значительной степени определяются качеством пленки, на которую ведется фотографирование.
Вот фотографии, которые были получены в результате съемки на обыкновенную фотопленку FUJI Reala и оцифрованы на профессиональном сканере Nikon CoolScan 8000.
Эти же фотографии, но большего размера, можно посмотреть в фотогалерее Природа вот на этой странице.